Главная Новости Культура Экотропа-лестница на шихан Торатау: вопросы и ответы

Экотропа-лестница на шихан Торатау: вопросы и ответы

В 2022 году планируется начало обустройства специальной удобной и безопасной экотропы и лестницы общей протяженностью 5,65 км на вершину шихана Торатау.

Не у всех жителей Республики Башкортостан и гостей стремящегося геопарка однозначное мнение по этому поводу. Кому-то идея кажется излишней, другие категорически против, кто-то рад возможности комфортного подъема на вершину для детей и маломобильных гостей стремящегося геопарка. Вместе с тем научное сообщество считает строительство лестницы очень важным и полезным делом.

В этом материале мы постарались ответить на все важные вопросы. Если у вас возникнут дополнительные, можно оставить их через форму обратной связи или связаться с пресс-службой стремящегося геопарка “Торатау” по телефону 89173612353 (Екатерина Кириллова, специалист по связям с общественностью).

Зачем нужна экотропа (лестница) на вершину шихана Торатау/

Строительство лестницы — это не прихоть руководства стремящегося геопарка “Торатау”, это необходимо для сохранения растительного и животного мира, уникального природного достояния. Сейчас на склоне шихана Торатау около 40 троп. Каждая тропа — это полоса вытоптанной и уничтоженной растительности, в последствие это ведет к смещению и исчезновению ареала обитания флоры и фауны, включая редкие и краснокнижные виды. И каждый год, в связи с возросшей в несколько раз антропогенной нагрузкой, эти тропы расширяются. За счёт чего происходит расширение троп? Массовый турист поднимаясь по склону, старается избегать участков с черноземом, так как от него пачкается обувь, одежда, и машинально выходит за пределы тропы, на зеленую зону, что приводит к эрозии почвы склонов. Сегодня ширина тропы на северо-восточном склоне достигает 50 метров .Ещё одна из серьёзных проблем — это гербаризация, запрещённая в пределах ООПТ (особо охраняемой природной территории). Не каждый турист, к сожалению, помнит, что на шихане произрастает более 400 видов растений, включая краснокнижные и эндемичные. Но летом каждый день мы видим как происходит сбор гербариев (очень часто краснокнижных, потому что они красивые) для мимолетных фотографий в соцсетях.

Экотропа это не только оборудованный подъем, но и часть просветительской работы, которую ведет стремящийся геопарк для своих гостей. Вокруг шихана предусмотрена система туристской навигации, уже установлены информационные трехъязычные стенды о биологии, геологии и истории Торатау и озера Тугар-Салган, работает визит-центр, где можно получить подробную информацию, в том числе о рекомендуемой для подъема траектории (также на нужный маршрут вас выведут таблички-указатели «безопасная тропа»). В нашей команде работают геогиды из числа местных жителей, любящие шихан Торатау и знающие о нем много интересной и полезной информации. Оборудованная экотропа-лестница позволит упорядочить движение туристов на подъёме и спуске. И надеемся, поспособствует восстановлению и сохранению растительного и животного мира шихана Торатау. Для удобства гостей лестница будет снабжена зонами отдыха и информационными стендами.

Когда начнется строительство?

Строительство экотропы будет проводиться поэтапно : 1 и 2 этапы — обустройство экотропы-лестницы на восточном склоне и летне-спортивной тропы на северном склоне шихана Торатау, 3 и 4 этапы — обустройство конной и пешей кольцевых троп вокруг подножия горы. Проектная документация по 1, 2 этапам прошла госэкспертизу. Начало работ по первому этапу строительства экотропы-лестницы планируется, как только выделят средства. Ориентировочно завершение планируется осенью-зимой 2022 года.

Проектно-сметная документация по 3 и 4 этапам находится на госэкспертизе.

Как будет выглядеть экотропа-лестница?

Экотропа-лестница (Первый этап) запроектирована вдоль траектории основного подъема восточного склона шихана, протяженность всего маршрута от подножья до топографической вешки – 482 м, протяженность конструкции лестницы – 400 м.

За счет применения просечно-вытяжной сетки на покрытии ступеней и промежуточных площадок основная конструкция не будет задерживать атмосферные осадки при положительной температуре и частично будет пропускать солнечные лучи, что даст возможность восстановиться почвенному покрову, в том числе под конструкцией.

Учитывая сложную специфику объекта, проектом предусмотрено решение объемно-пространственной металлической конструкции, причем площадь её опирания составит всего 2,6 м2 на всю длину экотропы-лестницы, что составляет 0,43% от общей площади конструкции (582 м2). Проектом предусмотрен расчет прочности и устойчивости конструкции при ассиметричных и симметричных нагрузках — 300 кг/м2, как на место скопление людей (максимально безопасный вариант, с учетом движения туристической группы по одной стороне лестницы). На траектории подъема предусмотрены 5 смотровых площадок отдыха под группу из 15 человек и 5 площадок меньшего размера со скамейками на двух человек. Средний интервал размещения площадок отдыха со скамейками — 50 м. Для исключения загрязнения почвы на местах сравнительно длительного проведения времени применен сплошной деревянный настил. Суммарная площадь опорных фундаментных столбиков не превышает 1,5 м2.

Площадь почвенного покрова, не подлежащая восстановлению, рассчитанная под опирания фундаментных опор суммарно, на протяжении всей лестницы Первого этапа не более 4,1 м2, с учетом смотровых и промежуточных площадок.

Все ступени лестниц в пределах одного марша одинаковые по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней:

Ширина лестничных маршей — не менее 1,35 м;

ширина проступей — 0,35 м;

высота ступеней — 0,15 м;

Между маршами (от 3-х до 12-и ступеней в одном марше) предусмотрена горизонтальная площадка не менее ширины марша;

Поперечный уклон ступеней — не более 23 градусов;

Коэффициент сцепления на поверхности проступи — не менее 0,45;

Предусмотрены ограждения по обеим сторонам марша на высоте 0,9 – 1м.

Экотропа-лестница (Первый этап) доступна для маломобильных групп граждан категорий М1, М2, М3.

Экотропа вдоль северного склона шихана (Второй этап) предполагает эксплуатацию только в летний сезон, для туристов со спортивной подготовкой. Проектом предусматривается сохранение естественного уклона, который местами достигает 30°. Маркировка тропы запроектирована металлическими элементами и цветовой маркировкой краской.

На протяжении Второго этапа экотропы необходимо удаление сухостоя и поваленных деревьев. На сложных участках возможно организовать поперечные ярусы, с использованием стволов сухих деревьев, что упростит проход по этому маршруту.

Как будет вестись строительство?

Предусмотрена технология строительства с нанесением минимального вреда окружающей среде.

Во избежание применения тяжелой техники непосредственно на шихане, реализация проекта происходит по технологии PREFAB — элементы изготавливаются на заводе, окрашиваются, доставляются к подножью, поднимаются посредством мобильного наклонного подъемника (GEDA SLOPE LIFT 250 COMFORT) на гору, где происходит финальная сборка с применением ручного инструмента.

Тропа имеет минимальную площадь ограничения растительного слоя, суммарная площадь опор не превышает 4 м2. Для установки опор применяется мобильная, малогабаритная, сборно-разборная установка СБ-ПМ-01 «Колибри» с диаметром коронки 200 мм, что исключает дополнительную вибрацию при формирования фундаментных скважин.

Во время проведения строительно-монтажных работ планируется установить ограждение по периметру зон производства работ, организация складских площадок, устройство въезда/выезда строительной техники, установка временных дорожных знаков. При производстве работ будет исключен проход пешеходов в зоне строительства. Проезды, проходы, погрузочно-разгрузочные площадки и рабочие места регулярно будут очищаться от строительного мусора, в зимнее время – от снега и льда, дороги и проходы планируется посыпать песком, шлаком или золой, а в летнее время поливать водой. Для сбора бытовых отходов в бытовом городке предусмотрены специальные контейнеры для мусора.

Эксперты Общественного совета при Министерстве природопользования и экологии Республики Башкортостан считают, что проект достаточно детально проработан и продуман, и, в первую очередь, с точки зрения минимизации ущерба природным комплексам шихана Торатау в ходе обустройства двух троп.

Наиболее важным является то, что:

1) Прокладка лестничных маршей на главной (восточной) тропе и закрепление бревен для облегчения спуска (на более крутой – северной тропе) будет проводиться на месте двух исторически сложившихся туристических троп. Эти тропы используются уже десятилетиями, на них нет никакой растительности, на этих тропах и рядом с ними отсутствуют редкие и нуждающиеся в охране виды растений и животных, а почвенный покров уже давно деградировал. Таким образом, проведение строительно-монтажных работ на намеченных к обустройству участках не приведет к дальнейшей деградации биоразнообразия, почвенного покрова и геологической основы памятника природы – шихана Торатау.

2) Предусмотрена технология установки несущих опор исключающая задваивание элементов, дополнительная жесткость конструкции обеспечивается ее конфигурацией. Из проектной документации видно, что несущие столбы по ходу тропы будут располагаться по центру в один ряд, а не в два ряда, как обычно применяется для лестничных маршей.

3) Для подготовки скважин под несущие опоры-столбы будет применяться не тяжелая техника, а малогабаритная буровая установка СБ-ПМ-01 «Колибри».

4) Элементы лестницы предусмотрены заводского изготовления с последующим соединением друг с другом на строительной площадке, непосредственно на горе. Подъем лестничных маршей запланирован с помощью лебедочного механизма, что исключает проезд техники, а следовательно, минимизирует воздействие на почвенный покров и растительность вдоль тропы.

5) Лестница будет приподнята над поверхностью земли и будет повторять рельеф. Кроме того, в качестве полотна ступеней и смотровых площадок предусмотрен просечно-вытяжной лист, который имеет высокую прочность и при этом пропускает солнечный свет и атмосферные осадки, что даст возможность постепенного восстановления растительности под самой лестницей.

Из вышеперечисленного очевидно, что при строительстве лестницы предусмотрена природощадящая технология с минимальным воздействием на окружающую среду. Кроме того, в проекте предусмотрены все необходимые работы по обеспечению безопасности во время строительства и эксплуатации объекта, а также мероприятия по минимизации воздействий различных выбросов.

Ширина лестничного марша составляет 1,5 м, что дает возможность при спуске – подъеме свободно разойтись двум посетителям. Для безопасности лестницы оборудованы перилами.

Для всех металлических конструкций предусмотрена антикоррозионная защита, а также молниеотводы, что крайне важно для безопасности таких объектов в природной среде. Поскольку уклон склона на некоторых участках очень большой (более 35%), лестничные марши спроектированы с применением элементов серпантина, что удлиняет тропу, но дает возможность сохранения естественного уклона горы без изъятия грунтов.

Расположение площадок для отдыха, одновременно и смотровых площадок, определено с точки зрения нагрузки на посетителя во время подъема, а также увязано с разницей восприятия на разной высоте открывающегося пейзажа.

Будет ли экотропа-лестница доступна для инвалидов?

Экотропа-лестница (1 этап — подъем на гору) доступна для маломобильных групп граждан категорий М1, М2, М3. К сожалению, лестница технически не может быть доступна для категории М4, однако большая кольцевая экотропа вокруг подножия горы будет доступна для всех категорий МГН, в том числе для М4.

М1 — Люди, не имеющие ограничений по мобильности, в том числе с дефектами слуха.

М2 — Немощные люди, мобильность которых снижена из-за старения организма (инвалиды по старости); инвалиды на протезах; инвалиды с недостатками зрения, пользующиеся белой тростью; люди с психическими отклонениями.

М3 — Инвалиды, использующие при движении дополнительные опоры (костыли, палки).

М4 — Инвалиды, передвигающиеся на креслах-колясках, приводимых в движение вручную.

Почему лестница технически не может быть доступна для категории М4?

Ни одна лестница на гору не может быть доступна для М4. У наших российских и зарубежных коллег также нет аналогичных примеров. Для полной доступности придется строить электроподъемник, это объект капитального строительства, что запрещено на территории ООПТ.

Мы надеемся на понимание и всестороннюю помощь жителей республики, потому что только совместными действиями мы сможем сохранить наше природное наследие.

По информации геопарка "Торатау"





Обновлено ( 15.03.2022 11:46 )  
Закрыть



Последние комментарии

Опрос

Ваш интернет-провайдер